avangard-pressa.ru

Традиционная терминология каратэ - Педагогика

Министерство спорта и туризма Республики Беларусь

Учреждение образования

«Белорусский государственный университет физической культуры»

СОГЛАСОВАНО ОО «Белорусская федерация каратэ» «01» декабря 2007 г. УТВЕРЖДЕНО Приказ Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от «__» _______2008 г. № _____________

КАРАТЭ

Программа для специализированных учебно-спортивных учреждений

МИНСК

УДК 796.853.26 (073)

ББК 75.715

К 21

А в т о р ы-с о с т а в и т е л и:

Барташ В.А.,зав. кафедрой спортивно-боевых единоборств и спецподготовки БГУФК;

Богданов А.И., преподаватель кафедры спортивно-боевых единоборств и спецподготовки БГУФК;

Краевич А.С., преподаватель кафедры спортивно-боевых единоборств и спецподготовки БГУФК;

Счеснюк В.М., преподаватель кафедры спортивно-боевых единоборств и спецподготовки БГУФК;

Курьянович А.А., тренер-преподаватель Республиканского центра Олимпийской подготовки единоборств; заместитель председателя ОО «Белорусская федерация каратэ»;

Новик А.Г., государственный тренер национальных команд Республики Беларусь по восточным видам единоборств.

Р е ц е н з е н т ы:

Сергеев С.А., кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой фехтования, бокса и тяжелой атлетики БГУФК;

Михеев А.А., доктор педагогических наук, доцент, первый заместитель директора НИИФКиС

Каратэ: программа для специализированных учебно-спортивных учреждений / авт.-сост.: Барташ В.А. [и др.]. ‑ Минск, 2008. – 170 с.

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ В КАРАТЭ……………………………… 1.1. Организационные основы, цели и задачи деятельности……………… 1.2. Этапы многолетней подготовки и их задачи.............................................. 1.3. Режим, структура и комплектование групп 1.4. Организация и режим работы……………………………………………. 1.5. Характеристика возрастных особенностей физического развития детей и подростков…………………………………………………. 1.6. Возрастные особенности развития двигательных способностей………. 1.7. Классификация каратэ……………………………………………………. 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ................................................................ 3. ПЛАНИРОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ……………………………………………………….. 3.1. Учебный план……………………………………………………………… 3.2. Программный материал............................................................................... 3.2.1. Теоретическая подготовка........................................................................ 3.2.2. Практическая подготовка.......................................................................... 3.2.2.1. Общая и специальная физическая подготовка..................................... 3.2.2.2. Технико-тактическая подготовка.......................................................... 3.2.2.3 Контрольно-переводные нормативы...................................................... 4. ПЛАНИРОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ГРУППАХ....................................................... 4.1. Учебный план……………………………………………………………… 4.2. Программный материал............................................................................... 4.2.1. Теоретическая подготовка........................................................................ 4.2.2. Практическая подготовка……………………………………………… 4.2.2.1. Общая и специальная физическая подготовка................................... 4.2.2.2. Технико-тактическая подготовка......................................................... 4.2.2.3. Контрольно-переводные нормативы.................................................... 5. ПЛАНИРОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ НА ЭТАПАХ СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И ВЫСШЕГО СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА...................................................................... 5.1. Учебный план…………………………………………………………….. 5.2. Программный материал............................................................................... 5.2.1. Теоретическая подготовка........................................................................ 5.2.2. Практическая подготовка……………………………………………… 5.2.2.1. Общая и специальная физическая подготовка................................... 5.2.2.2. Технико-тактическая подготовка......................................................... 5.2.2.3. Контрольно-переводные нормативы.................................................... 6. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА...................................................... 7. ВРАЧЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ............................................................................ 8. ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА И МЕРОПРИЯТИЯ…..……… 9. ИНСТРУКТОРСКАЯ И СУДЕЙСКАЯ ПРАКТИКА.................................. 10. ПЕРЧЕНЬ ИНВЕНТАРЯ И ОБОРУДОВАНИЯ………………………… 11. ДОКУМЕНТАЦИЯ........................................................................................ СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.............................................. ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………...

СПИСОК УСЛОВНЫХ СОКРАЩЕНИЙ

СПУ – специально-подготовительные упражнения;

ОУЗП ‑ обусловленные учебные задания с партнером;

НУЗП ‑ необусловленные учебные задания с партнером;

УС ‑ упражнения на снарядах;

ОРУ ‑ общеразвивающие упражнения;

ОФП ‑ общая физическая подготовка;

СФП ‑ специальная физическая подготовка;

ТТП ‑ технико-тактическая подготовка;

НП ‑ группа начальной подготовки;

УТГ ‑ учебно-тренировочная группа;

СПС ‑ группа спортивного совершенствования;

ВСМ ‑ группа высшего спортивного мастерства;

ВСМ (НК) ‑ группа высшего спортивного мастерства, имеющая в своем составе члена штатной национальной команды;

ГУД ‑ главные управляющие движения;

КУД ‑ корректирующие управляющие движения.

ТРАДИЦИОННАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ КАРАТЭ

Ката ‑ спортивно-технический комплекс.

Кумитэ ‑ соревновательный поединок.

Бункай ‑ расшифровка ката.

Ситэй ката ‑ обязательные ката.

Токуй ката ‑ свободные ката.

Стойки

Дзэнкуцу-дати ‑ длинная передняя стойка, 70 % веса на передней ноге.

Кокуцу-дати ‑ длинная задняя стойка, 70‑80 % веса на дальней ноге.

Киба-дати ‑ широкая стойка ноги врозь, колени согнуты, стопы параллельно.

Сико-дати ‑ широкая стойка ноги врозь, колени согнуты, стопы под углом 45° наружу.

Мото-дати ‑ короткая передняя стойка, 70 % веса на передней ноге.

Коса-дати ‑ стойка со скрещенными ногами.

Нэкоаси-дати ‑ короткая задняя стойка, 80‑90 % веса на дальней ноге.

Найфанти-датин ‑ широкая стойка ноги врозь, колени немного согнуты, стопы внутрь.

Сантин-дати ‑ пятка передней ноги и носок дальней на одной линии, колени немного согнуты, стопы внутрь.

Защитные действия руками (блоки)

Гэдан-барай ‑ нижний блок.

Агэ-укэ (дзёдан-укэ) ‑ верхний блок.

Сото-укэ (сото-у дэ-укэ) ‑ блок снаружи внутрь.

Ути-укэ (йоко-укэ) ‑ блок изнутри наружу.

Моротэ-укэ (хидзи-сасаэ-укэ) ‑ блок изнутри наружу, усиленный второй рукой. Сюто-укэ ‑ блок внешним ребром кисти.

Тэцуи-укэ (кэнцуи-укэ) ‑ блок основанием кулака со стороны мизинца.

Какэтэ-укэ ‑ блок-захват.

Маваси-укэ ‑ блок, движение совершается по кругу, кисть наружу.

Фури-укэ ‑ блок, захват ноги предплечьем и плечом с последующим отталкиванием.

Удары руками

Ой-цуки (дзюн-цуки) ‑ удар одноименной рукой с шагом вперед.

Гяку-цуки ‑ удар дальней рукой.

Авасэ-цуки (рётэ-цуки) ‑ сдвоенный удар руками одновременно.

Тёку-цуки ‑ сдвоенный удар руками по очереди.

Уракэн-ути (рикен-ути) ‑ удар тыльной стороной сжатого кулака.

Тэцуи-ути (кэнцуи-ути) ‑ удар основанием сжатого кулака.

Сюто-ути ‑ удар внешним ребром ладони со стороны мизинца.

Эмпи-ути (хидзи-атэ) ‑ удар локтем.

Удары ногами

Кидзами – передняя нога (рука)

Маэ-гэри ‑ прямой удар ногой вперед.

Йоко-гэри ‑ прямой удар ногой в сторону.

Усиро-гэри ‑ прямой удар ногой назад (с разворота).

Маваси-гэри ‑ круговой удар ногой внутрь.

Уро-маваси-гэри ‑ круговой удар ногой наружу.

Усиро-маваси-гэри (усиро-уро-маваси) ‑ круговой удар ногой наружу с разворота.

Хиза-гэри (хицуи-гэри) ‑ удар коленом.

ВВЕДЕНИЕ

Программа для специализированных учебно-спортивных учреждений Республики Беларусь (ДЮСШ) составлена на основе директивных и нормативных документов Министерств образования, труда и социальной защиты, финансов, а также Министерства спорта и туризма с учетом передового опыта работы с юными спортсменами, результатов научных исследований и основных тенденций развития каратэ как вида спорта.

Предлагаемую программу можно рассматривать как нормативную основу для подготовки спортивного резерва и спортсменов высокой квалификации. Программа охватывает всю систему подготовки спортсменов-каратистов на весь многолетний период обучения и тренировки ‑ от начального обучения до спортивного совершенствования. При ее реализации предусматривается соблюдение основных общепедагогических принципов и методических положений:

‑ непрерывность многолетнего процесса становления спортивного мастерства;

‑ комплексность учебно-тренировочного процесса (взаимосвязь физической, технико-тактической, психологической и теоретической подготовки);

‑ последовательность изложения программного материала по этапам обучения и соответствие его требованиям высшего спортивного мастерства;

‑ преемственность задач, средств и методов подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, роста показателей физической и технико-тактической подготовленности;

‑ вариативность программного материала для практических занятий, с учетом этапа многолетней подготовки и индивидуальных особенностей спортсмена, характеризующаяся разнообразием средств и величин нагрузок, направленных на решение конкретных задач подготовки.

В настоящем издании программный материал изложен в соответствии с общепринятым в спортивной педагогике делением процесса многолетней подготовки на этапы, что предусматривает определенную организационную структуру учебно-тренировочного процесса.

Учебная программа по каратэ для занимающихся в специализированных учебно-спортивных учреждениях является основным документом, определяющим цель и содержание учебно-тренировочного процесса. В отдельных случаях, в соответствии с конкретными условиями работы (наличие материальной базы и др.), дирекция и педагогический совет ДЮСШ могут вносить частные изменения в содержание программы, сохраняя при этом ее основную направленность.