avangard-pressa.ru

Тема 20. Уголовная ответственность несовершеннолетних (6 часов) - Медицина

1. Понятие несовершеннолетнего в уголовном праве. Возраст, необходимый для привлечения к уголовной ответственности.

2. Особенности системы наказаний для несовершеннолетних.

3. Штраф. Его особенности применительно к несовершеннолетним.

4. Лишение права заниматься определенной деятельностью. Его особенности применительно к несовершеннолетним.

5. Обязательные работы. Их особенности применительно к несовершеннолетним.

6. Исправительные работы. Их особенности применительно к несовершеннолетним.

7. Ограничение свободы. Особенности этого наказания применительно к несовершеннолетним.

8. Лишение свободы. Его особенности применительно к несовершеннолетним.

9. Особенности условно-досрочного освобождения от наказания несовершеннолетних.

10. Особенности исчисления сроков давности и погашения судимости у несовершеннолетних.

11. Освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности или уголовного наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных ст. 90 УК РФ.

12. Освобождение несовершеннолетнего от наказания с помещением в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием (ст. 92 УК РФ).

Нормативный материал и постановления Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР

1. Уголовный кодекс Российской Федерации. Глава 14; ст. 20.

2. Закон РФ от 24.06.1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в действ. редакции.

3. Закон РФ от 10.07. 1992 г «Об образовании» в действ. редакции / СПС «Консультант Плюс».

4. Типовое положение о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением. Утверждено постановлением Правительства РФ от 25 апреля 1995 г. № 420. Действ. редакция / СПС «Консультант Плюс».

5. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14. 02. 2000 г. №7 "О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних" //Бюллетень Верховного Суда РФ. 2000. № 4.

Литература

1. Авдеев, В. А. Теория и практика условно-досрочного освобождения несовершеннолетних / В.А. Авдеев. — Иркутск, 1997.

2. Арькова, В.И. Принудительные меры воспитательного характера, применяемые к несовершеннолетним / В.И. Арькова. — Иркутск, 1978.

3. Астемиров, З.А. Уголовная ответственность и наказание несовершеннолетних / З.А. Астемиров. – М., 1970.

4. Бабаев, М. М. Индивидуализация наказания несовершеннолетних / М.М. Бабаев. — М., 1968.

5. Гаверов, Г. С. Проблемы наказания несовершеннолетних преступников / Г.С. Гаверов. — Иркутск, 1986.

6. Горобцов, В. И. Новое уголовное законодательство по УК РФ 1996 г. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Принудительные меры медицинского характера / В.И. Горобцов, Н.В. Щедрин. — Красноярск, 1997.

7. Горшенин, А.А. Условно-досрочное освобождение от наказания несовершеннолетних / А.А. Горшенин. — Ульяновск, 2006.

8. Карелин, Д. В. Принудительные меры воспитательного воздействия в свете формирования ювенальной юстиции / Д.В. Карелин. — Томск, 2001.

9. Масалитина, И. В. Особенности уголовной ответственности и иных мер уголовно-правового воздействия в отношении несовершеннолетних / И.В. Масалитина. — Кемерово, 2008.

10. Освобождение от уголовной ответственности: учебное пособие / под ред. Т.Г. Черненко. — Томск, 2009.

11. Примаченок, А. А. Совершенствование уголовно-правовой системы мер борьбы с правонарушениями несовершеннолетних / А.А. Примаченок. — Минск, 1990.

12. Прозументов, Л. М. Проблемы предупреждения преступности несовершеннолетних / Л.М. Прозументов. — Томск, 2000.

13. Скрябин, М. А. Общие начала назначения наказания и их применение к несовершеннолетним / М.А. Скрябин. — Казань, 1988.

14. Сперанский, К.К. Уголовно-правовая борьба с преступлениями несовершеннолетних и против несовершеннолетних / К.К. Сперанский. — Ростов-на-Дону, 1991.

15. Терентьева, В. А. Предупреждение рецидивной преступности несовершеннолетних специальными учебно-воспитательными учреждениями закрытого типа. Дисс. … канд. юр. наук. — Кемерово, 2008.

К первому занятию приготовить 1 – 7 вопросы

Задачи

1. Боглачев предложил своему другу Цыганкову, возраст которого установить документарно не удалось, отметить свое четырнадцатилетие «по-врослому» и с этой целью проникнуть в продовольственный магазин, чтобы «затариться» вином, пивом и продуктами питания. В 00 часов 30 минут своего дня рождения Боглачев вместе с Цыганковым, разбив стекло в оконном проеме, проникли в магазин и похитили четыре бутылки вина, шесть бутылок пива и продукты питания, всего на сумму 2640 рублей. Через два дня они были задержаны сотрудниками милиции. Проведенной экспертизой установлено, что возраст Цыганкова составляет 13 – 14 лет.

Какие лица считаются несовершеннолетними по УК РФ (в части, касающейся вопросов уголовной ответственности)?

Относятся ли к таким лицам Боглачев и Цыганков?

2. Семнадцатилетний Перцев незаконно приобрел и хранил у себя пистолет системы Макарова.

За указанные действия он был осужден по ч. 1 ст. 222 УК РФ к штрафу в размере пятидесяти пяти тысяч рублей. Суд принял решение взыскать штраф с родителей Перцева.

Соответствует ли закону приговор суда?

3. За нанесение побоев ученику 7 класса Збруеву ученик 10 класса этой же школы Семушкин осужден по ст.116 УК РФ к наказанию в виде обязательных работ сроком на 35 часов.

Правильно ли назначено наказание Семушкину?

4. За заведомо ложное сообщение об акте терроризма 17-летний Серов был осужден по ст. 207 УК РФ к одному году лишения свободы с отбыванием в воспитательной колонии.

Правильно ли назначено наказание Серову?

5. Учащийся профессионально-технического колледжа 17-летний Иванов был осужден по ч. 1 ст. 158 УК РФ к полутора годам исправительных работ.

Соответствует ли закону назначенное наказание?

6. 16-летний Кузнецов был осужден за грабеж по ч. 1 ст. 161 УК РФ к двум с половиной годам ограничения свободы и обязательным работам в размере 80 часов.

Правильно ли назначено наказание Кузнецову?

7. 17-летняя Струкова, работавшая в больнице младшей медицинской сестрой, за нанесение на почве личных неприязненных отношений побоев Савельевой была осуждена по ч. 1 ст. 116 УК РФ к шести месяцам исправительных работ с удержанием 15% из заработка.

Правильно ли назначено наказание Струковой?

8. За совершение кражи (ч. 1 ст. 158 УК РФ) ученику 9 класса общеобразовательной школы Белову был назначен штраф в размере десяти тысяч рублей. Родителей у Белова нет. Он проживал с бабушкой – пенсионеркой.

Обоснованно ли назначено наказание Белову?

Ко второму занятию приготовить 8 – 12 вопросы

9. 16-летний Сорокин был осужден за вымогательство по п. «в» ч. 2 ст. 163 УК РФ к трем годам лишения свободы. По отбытии одного года лишения свободы он был освобожден условно-досрочно от дальнейшего отбывания наказания. Через восемь месяцев после освобождения он совершил разбой и был осужден по п. «в» ч. 4 ст. 162 УК РФ к девяти годам лишения свободы. По совокупности приговоров, применив метод частичного сложения наказаний, суд назначил Сорокину 10 лет 6 месяцев лишения свободы.

Соответствует ли закону назначенное наказание?

10. Шестнадцатилетний Фролов, совершивший разбой (ч.2 ст.162 УК РФ), вымогательство (п. “в” ч.2 ст.163 УК РФ) и хулиганство (ч.2 ст.213 УК РФ), осужден за разбой к семи годам лишения свободы, за вымогательство – к пяти годам лишения свободы, за хулиганство – к четырем годам лишения свободы, а по совокупности преступлений – к двенадцати годам лишения свободы.

Правильно ли назначено наказание Фролову?

11. За умышленное причинение вреда средней тяжести здоровью Максимова семнадцатилетний Севрюгин осужден по ч.1 ст.112 УК РФ к двум годам лишения свободы.

Определите величину срока погашения судимости у Севрюгина.

12. Шестнадцатилетний Кречетов за убийство осужден по ч.1 ст.105 УК РФ к девяти годам лишения свободы.

Можно ли будет освободить Кречетова условно-досрочно от дальнейшего отбывания наказания по отбытии 1/3 срока наказания? По отбытии половины наказания?

13. Семнадцатилетние Гусев и Кошелев из корыстных побуждений убили предпринимателя Клюквина, труп которого вывезли за город и сожгли. Через восемь лет это преступление было раскрыто в связи с совершением Гусевым убийства из мести.

Возможно ли привлечение к уголовной ответственности Гусева и Кошелева за убийство Клюквина?

14. Ранее дважды привлекавшийся к уголовной ответственности Чесноков в день своего восемнадцатилетия совершил изнасилование и убийство с особой жестокостью тринадцатилетней девочки. Он был осужден по п.п. “д”, “к” ч.2 ст.105 УК РФ и по ст. 131, ч. 4, п. "б". Суд, учитывая высокую степень общественной опасности преступлений, а также крайне отрицательную характеристику личности виновного, назначил ему пожизненное лишение свободы.

Соответствует ли закону приговор суда?

15. За совершение кражи (ч. 1 ст. 158 УК РФ) 16-летний Фомин был осужден к штрафу в размере 20 тысяч рублей.

С какого момента будет исчисляться срок погашения судимости у Фомина? Какова продолжительность этого срока?

16. Шестнадцатилетний Даньшин признан виновным в том, что он без цели хищения угнал от конторы сельскохозяйственного кооператива автомашину ГАЗ-53. Проехав на ней около пятисот метров, Даньшин потерял управление, в результате чего машина ударилась колесами о бровку дороги. От удара заглох мотор. Даньшин бросил машину и убежал.

В отношении Даньшина было возбуждено уголовное дело по ч.1 ст. 166 УК РФ. Ранее Даньшин ничего предосудительного не допускал, вину свою осознал, в содеянном раскаялся.

Можно ли освободить Даньшина от уголовной ответственности с применением к нему принудительных мер воспитательного воздействия?

17. Некрасов (15 лет) и Надеев (14 лет), совершая экскурсию на теплоходе и будучи в нетрезвом состоянии, проникли в чужую каюту и совершили кражу двух бутылок коньяка, трех бутылок сухого вина и нескольких плиток шоколада.

Суд при рассмотрении этого дела счел нецелесообразным применять к подросткам уголовное наказание, так как они впервые совершили преступление, раскаялись в содеянном, хорошо характеризуются по месту жительства и учебы.

Какие меры воздействия в отношении Некрасова и Надеева может применить суд при указанных обстоятельствах?

Третье занятие – в интерактивной форме