avangard-pressa.ru

ТЕМА 20. Анализ себестоимости продукции - Производство

ТЕМА 20. Анализ себестоимости продукции

Значение, задачи и источники информации анализа себестоимости продукции

Анализ затрат на рубль товарной продукции

Анализ структуры и динамики себестоимости продукции

Анализ прямых материальных и трудовых затрат

Анализ косвенных затрат

Значение, задачи и источники информации анализа себестоимости продукции

В себестоимости находят выражение все затраты предприятия, связанные с производством и реализацией продукции. Её показатели отражают степень использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, качество работы отдельных работников и руководства в целом. Между размерами величины прибыли и себестоимости существует обратная функциональная зависимость. Чем меньше себестоимость, тем больше прибыль, и наоборот.

Основными задачами анализа себестоимости продукции являются:

1. объективная оценка выполнения плана по себестоимости и её изменения относительно прошлых отчётных периодов;

2. выявление резервов снижения затрат на производство и реализацию продукции;

3. содействие выработке оптимальной величины плановых затрат, плановых и нормативных калькуляций на отдельные изделия и виды продукции.

Основные источники информации: финансовая отчетность; данные бухгалтерского учёта; журналы-ордера и в необходимых случаях первичные документы; - плановые данные о затратах на производство и реализацию продукции.

Анализ затрат на рубль товарной продукции

Затраты на рубль товарной продукции – наиболее обобщающий показатель себестоимости продукции. Он исчисляется путём деления общей суммы затрат на производство товарной продукции на её объём :

;

где - уровень затрат на рубль ТП;

- сумма затрат на производство ТП;

- объём товарной продукции;

- количество изделий в натуральных показателях;

- затраты (себестоимость) одного изделия;

- цена одного изделия.

На этот показатель оказывает влияние множество факторов, связанных как с формированием числителя, так и знаменателя. Непосредственное влияние на изменение уровня затрат на рубль товарной продукции оказывают 4 фактора:

1. изменение структуры выпущенной продукции;

2. изменение уровня затрат на производство отдельных изделий;

3. изменение цен и тарифов на потребление материальных ресурсов;

4. изменение цен на товарную продукцию.

Анализ косвенных затрат

К косвенным затратам относятся те виды расходов предприятия, которые не относятся прямо в себестоимость отдельных видов продукции. Они носят общий характер и необходимы для обслуживания и управления производственно-хозяйственной деятельностью предприятия.

К ним относятся:

- расходы на содержание и эксплуатацию оборудования;

- цеховые или общепроизводственные расходы;

- коммерческие расходы.

Выявление и мобилизация резервов снижения расходов на обслуживание и управление производится путём анализа их динамики, выполнения плана, причин отклонения от сметы затрат.

Анализ динамики уровня выполнения плана, расходов осуществляется путём сравнения фактической их величины на рубль товарной продукции с плановым их уровнем за отчётный период.

Дальнейший анализ направлен на выявление причин или факторов, вызвавших эти изменения.

Путём такого сопоставления определяется отклонение от плана (сметы) и изменение этих затрат по сравнению с прошлыми периодами. Далее, детально изучаются причины, вызывающие как перерасход, так и экономию по каждой отдельной статье этих затрат.

В заключении анализа косвенных расходов, подсчитываются резервы возможного снижения себестоимости по этим статьям и разрабатываются мероприятия по использованию этих резервов.

Например, резервы:

- сокращение сумм неоправданных расходов по статьям сметы и непроизводительных затрат;

- снижение материальных затрат за счёт внедрения организационно-технических мероприятий;

снижения затрат на оплату труда за счёт внедрения организационно-технических мероприятий.

ТЕМА 20. Анализ себестоимости продукции