avangard-pressa.ru

Тема 2: Здоровый образ жизни молодого человека. - Педагогика

Модуль 2. Молодежь - будущее страны.

Практическое занятие № 4-6

Тема 2: Здоровый образ жизни молодого человека.

Цель занятия:

1. Повторить и обобщить грамматический материал. Способы выражения обстоятельств меры, степени, сравнения в ПП и СП. Подлежащее. Способы выражения подлежащего.

2. Пропагандировать здоровый образ жизни. Рассказать о спортивных достижениях казахстанских спортсменов.

Лексика.

Здоровье, здоровый образ жизни, валеология, продолжительность жизни, правильное питание, вредные привычки, режим труда и отдыха, физические нагрузки, простудные заболевания, спорт, туризм, футбол, хоккей, теннис, стадион, бассейн, олимпиада, спартакиада, финал, спортсмен, судья, тренер, болельщик.

План занятия

1. Здоровье народа Казахстана как важнейший фактор национальной безопасности.

2. Здоровье и здоровый образ жизни.

Содержание занятия

Задание 1.

Прочитайте советы по сохранению здоровья. Согласны ли вы с мнением Аль-Фараби? Какие пути сохранения и восстановления здоровья вам известны? Выскажите свое мнение о роли здоровья человека в жизни. Найдите подлежащее, определите способ его выражения.

СЛЫШИТ ТОТ, КТО ХОЧЕТ

Очень часто здоровье человека может восстановиться благодаря работе самого человека над своим здоровьем. Известный философ Аль-Фараби утверждал, что «если есть здоровье, то его нужно беречь, если же его нет - следует приобрести».

Это же утверждает и современный известный врач-психолог М.Норбеков. Предлагаемые им упражнения по мысленному перемещению ощущений уже помогли многим больным при отитах, различных расстройствах, связанных с травмами барабанной перепонки, и других заболеваниях, сопровождающихся понижением слуха.

Самое главное правило: чтобы добиться хорошего результата, надо помнить: желание лучше слышать должно постоянно сопутствовать вам. И еще верить, что острота слуха непременно вернется. Поможет вам в этом нехитрая, в общем-то, работа, а не какие-то чудеса. Итак, приступаем к занятиям:

· Закрываем глаза, собираем в носоглотке (в области мягкого нёба) ощущение тепла.

· Представляем его поярче и удерживаем примерно 20 секунд (повторяем 2-3 раза).

· Начинаем передвигать воображаемый теплый шарик к ушам и обратно, не спеша, затрачивая примерно по 3-5 секунд на каждое перемещение (повторяем 5-10 раз).

· Выполняем все перечисленное с открытыми глазами. При этом стараемся хорошо прогреть изнутри носоглотку и уши приятным целебным теплом, с каждым повтором чуть увеличивая интенсивность Т-излучения.

· После 15-20- секундного отдыха точно так же работаем с ощущением покалывания, затем холода.

Добившись свободы в линейных перемещениях ощущений, усложняем задачу. Начинаем перемещать их по спирали - от носоглотки к ушам и обратно, по часовой стрелке или против неё.

Если вы глуховаты лишь на одно ухо, все равно уделяйте внимание обоим ушам, но предпочтение отдавайте ущербному органу. То есть передвигайте ощущения в основном в сторону нездорового уха.

Нередко после такой работы «плохое» ухо начинает слышать лучше «Здорового».

Хорошо освоив всю первую часть массажа, можно перейти к следующей. Включите радио так, чтобы звуки до вас не очень отчетливо доносились, или просите кого-то наговаривать (пробубнить) какой-нибудь текст. И начинаем выполнять основное упражнение. Прикрываем ладонью здоровое ухо и вслушиваемся в «бубнеж» (но без усилий, не очень стараясь). Мы просто слушаем, но при этом очень хотим хорошо слышать и знаем, что это умение к нам скоро придет. Вслушиваемся секунд 30 и делаем передышку на 5-7 секунд. Повторяем до 10 раз (упражнение можно делать несколько раз в день).

Помните, что коррекция слуха, как и коррекция зрения, обычно происходит волнообразно с «приливами» и «отливами». Так что не бойтесь неудач, а лучше мысленно фиксируйте свое состояние в моменты «прилива» и, тренируясь, старайтесь чаще вызывать его в себе.

(«Домашний доктор. Лечебник». М.16 /август/2005)

Задание 2.

Прочитайте, составьте развернутый план текста, выделите его основную мысль, перескажите.

Здоровье народа казахстана как важнейший фактор национальной безопасности

Наш век без преувеличения можно отнести к самым результативным столетиям современной цивилизации в области медицины. Ликвидация оспы, эффективная профилактика полиомиелита, контроль за распространением особо опасных заболеваний (проказа, чума, холера, лепра); внедрение новых способов анестезиологии и реаниматологии, открытие формулы инсулина и использование его для лечения сахарного диабета; пересадка органов и тканей, операции на сердце и других жизненно важных органах как кульминация достижений в биотехнологии и фармакологии, новейшая диагностика (ультразвук, магнитный резонанс); совершенствование возможностей рентгеновского излучения с применением компьютерной технологии; волоконная и видеотехника для эндоскопической диагностики и хирургического лечения, открытие ДНК - вот далеко не полный список достижений человечества, направленных на улучшение качества жизни людей.

Весьма актуальны слова американского адмирала Кэрролла, сказанные им в 1989 году в конгрессе США при обсуждении вопросов национальной безопасности: "Нация не может чувствовать себя в безопасности, если в стране загрязнены воздух и вода, школы выпускают неучей, мосты рушатся, а наркотики распространяются повсеместно. Без учета человеческого фактора само понятие "национальная безопасность" лишено всякого смысла".

Широкую поддержку в нашей стране нашел кодекс здоровья Порфирия Иванова, так называемая "Детка". Здоровый человек - человек, умеющий противостоять физическим, психическим и социальным трудностям, умело адаптирующийся к любой ситуации. Здоровье выгодно как экономически, так и нравственно.

В 60-е годы нашего столетия сформировалась новая отрасль научных знаний - валеология как наука о здоровье. Педагогический аспект валеологии заключается в том, чтобы разработать теоретико-методологические основы сохранения, укрепления и совершенствования здоровья, реализующий все потенциальные возможности человека.

Здоровый образ жизни - это понятие, которое включает в себя как медицинские, социальные, психологические, так и педагогические проблемы. Его основными составляющими являются материальное благосостояние, жилищные условия, соблюдение рационального режима труда и отдыха, принципов регулярного сбалансированного питания, навыков необходимой и достаточной физической нагрузки, правил личной гигиены, отказ от вредных привычек, бережное отношение к окружающим нас объектам внешней среды, рациональное использование природных ресурсов для нужд экономики.

Ответьте на вопросы:

1) Каких успехов достигла современная медицина?

2) Какое место отводится здоровью людей?

З) Что является основным составляющим в ведении здорового образа жизни?

4) Какой смысл вкладывается в понятие Здоровый образ жизни?

5) От каких факторов зависит здоровье населения?

6) Какому фактору отдается большее предпочтение?

7) Какие вам известны системы по оздоровлению организма?

8) Знакомы ли вы с системой П..Иванова?

9) Представьте себе, что друзья просят вас рассказать о спортивных секциях, которые функционируют в вашем учебном заведении. Выполните их просьбу.

Задание 3.

Прочитайте сложноподчиненные предложения. Спишите, вставляя пропущенные знаки препинания. Разграничьте придаточные образа действия и меры и степени. На какие вопросы они отвечают? К чему относятся придаточные предложения и как прикрепляются к главным предложениям?

1. Город должен быть так же прекрасен как прекрасны вековые парки леса море.2. Богатство неожиданных знаний было так велико что сутки казались пустяковым промежутком времени. 3. Лед был такой прозрачный что даже вблизи его было трудно заметить.4. Пусть будет так что я буду нужен этому сильному человеку. 5. Давайте понимать друг друга с полуслова чтоб ошибившись раз не ошибиться снова. 6. Он привязал его таким образом что крышка болталась и звенела. 7. Это было настолько страшно что дедушка невольно отступил два шага назад.

Задание 4.

С данными словосочетаниями составьте СПП с придаточными меры, степени, сравнения.

Здоровый образ жизни, продолжительность жизни, правильное питание, правила личной гигиены, вредные привычки, режим труда и отдыха, физические нагрузки, простудные заболевания, хронические заболевания.

Задание 5.

От данных бесприставочных глаголов несовершенного вида со значением движения образуйте форму совершенного вида, используя различные приставки. Составьте СПП с конструкциями меры, степени на тему «Спорт».

Образец: ехать – приехать, доехать

ездить – съездить, проездить.

Идти – ходить, бежать – бегать, ехать – ездить, плыть – плавать, лезть-лазить.

Задание 6.

Как вы думаете, почему так говорят: «Хочешь иметь у себя здоровье – здоровайся со всеми?»

Задание 7.

Вспомните пословицы и поговорки о здоровье, о спорте. Запишите их.

Задание 8.

Прочитайте диалог. Определите по характеру диалога, как бы вы назвали его участников.

- Ты хороший спортсмен?

- Да, я люблю спорт.

- Я тоже люблю спорт, но от этого мало проку.

- А у нас в училище был хороший наставник-монтажник.

- Ну и что? Любовь к наставнику стала любовью к спорту?

- А как же, так часто бывает. Мы подражаем людям, которые нам симпатичны.

- Он что, олимпийский чемпион?

- Нет, не олимпийский, но чемпионом он был.

- Как это так?

- Когда строили Токтогульскую ГЭС, он сначала был там разнорабочим. Там он начал увлекаться спортом, его пригласили в специальную группу скалолазов.

- Интересно, это занятие необычное на стройке!

- Да, Токтогульская ГЭС создала такую профессию.

- А что, там условия строительства были необыкновенными?

- Да, стены каньона состояли из разрушенного гранита. Глыбы могли разрушиться.

- Что же делали для того, чтобы этого не случилось?

- Вот задача скалолазов в этом и заключается, чтобы закрепить или своевременно обрушить эти опасные участки.

- Мужественные люди!

- Вот именно. Из них вышли прекрасные спортсмены и специалисты, мастера своего дела. Наш учитель – один из них.

Задание 9.

Составьте диалог о любимых видах спорта.

Задание 10.

Спишите текст, вставьте пропущенные буквы. Подчеркните главные члены предложения. Определите способ их выражения.

В поисках панацеи

Здоровье – тема весьма популярная. О нем пишут в специальных научных изданиях и на страницах ма(с, сс)овой пре(с,сс)ы. Доклады и лекции, посвяще…ые проблемам здоровья, соб…рают обш…рные аудитории. Любознательный читатель в курсе самых последних «н…винок» : как бегать от инфаркта, г..лодат(?) ради здоровья, купат(?)ся в проруби.

И все(таки) – что же такое здоровье? Природа над…лила человека уд…вительным даром – умело пр…спосабливают(?)ся к окружающему миру. Эта способность к адаптации заложена в генах, она п…м…гла человечеству выст…ять, выж…ть в борьбе за существование.

Ритм совреме…ой действительности, особе…ости питания, гиган(?)ские достижения медицины, развитие социального обеспечения – все это (не) могло (не) отразит(?)ся на человеке.

Словарь

панацея – мнимое всеисцеляющее лекарство.

адаптация – приспособление организма к условиям существования.

ген – материальный носитель наследственности.

Задание 11.

Прочитайте текст, кратко изложите его содержание.

Здоровье и здоровый образ жизни.

Охрану здоровья можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.

Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Физическое здоровье:

Психическое здоровье:

-это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и
моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности (педагогическое определение);

-это состояние психической сферы, основу которой составляет статус
общего душевного комфорта, адекватная поведенческая реакция (медицинское определение).

Социальное здоровье - это здоровье общества, а также окружающей среды для каждого человека.

Нравственное здоровье - это комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы в жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.

Духовное здоровье - система ценностей и убеждений.

Здоровье человека, в первую очередь, зависит от стиля жизни. Этот стиль персонифицирован. Он определяется социально-экономическими факторами, историческими, национальными и религиозными традициями, убеждениями, личностными наклонностями.

Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья.

Здоровый образ жизни:

благоприятное социальное окружение;

-духовно-нравственное благополучие;

оптимальный двигательный режим (культура движений);

- закаливание организма;

- рациональное питание;

- личная гигиена;

-отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ);

- положительные эмоции.

Приведенные характеристики позволяют сделать вывод, что культура здорового образа

жизни личности - это часть общей культуры человека, которая отражает его системное и динамическое состояние, обусловленное определенным уровнем специальных знаний, физической культуры, социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и самовоспитания, образования, мотивационно-ценностной ориентации и самообразования, воплощенных в практической жизнедеятельности, а также в физическом и психофизическом здоровье.

Задание 12.

Добавьте к придаточным предложениям главные. Определите типы придаточных предложений. К чему они относятся и как присоединяются к главным предложениям?

1. … что мне не хотелось уходить. 2. … сколько я никогда раньше не видел. 3. … словно он профессионально занимался спортом. 4. … чтобы тренер обрадовался. 5. … как этого требовали правила.

Задание 13.

Составьте СПП с придаточными сравнительными из простых предложений левого и правого столбиков, используя союзы словно, точно, как будто.

Задание 14.

Закончите данные пословицы. Объясните их значения. Выберите несколько из них и расскажите, в каких ситуациях их можно употребить.

1. Чем дальше в лес … . 2. Чем больше чести … . 3. Чем ушибся … . 4. Чем труднее дело … . 5. Чем сердиться … . 6. Чем богаты … . 7. Чем больше есть … .

Для справок: тем больше напасти; тем больше дров; тем выше честь; тем и лечись; тем и рады; так лучше помириться; тем больше хочется.