avangard-pressa.ru

Тема 2 Наем и отбор персонала организации - Менеджмент

ОПД.В.03 УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

ПРАКТИКУМ

Направление подготовки дипломированного специалиста

Автомобили и автомобильное хозяйство

Уфа 2010

УДК 331.108: 656

ББК 65.290 - 2

П 69

Рекомендовано к изданию методической комиссией экономического факульте­та « » 2010 г. протокол №

Составитель: к.э.н., доцент кафедры менеджмента и маркетинга Александрова О. А.

Рецензент: к.э.н., доцент кафедры организации аграрного производства Нурлыгаянова А.М.

Ответственный за выпуск: зав. кафедрой менеджмента и маркетинга, д.э.н., профессор Галин З.А.

ФГОУ ВПО «Башкирский ГАУ», кафедра менеджмента и маркетинга

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….4

Тема 1 Основы управления персоналом……………………………………….5

Тема 2 Наем и отбор персонала организации………………………………...14

Тема 3 Развитие и обучение персонала организации…………………………18

Тема 4 Аттестация персонала. Управление карьерой персонала…………….23

Тема 5 Высвобождение персонала…………………………………………….30

Тема 6 Управление конфликтами в трудовом коллективе…………………...37

Тема 7 Самоменеджмент. Эффективность мероприятий по управлению

Персоналом……………………………………………………………...58

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………………………………………..64

ВВЕДЕНИЕ

Потребность в специалистах, обладающих современными глубокими знания­ми в области управления персоналом, в настоящее время наиболее велика в сис­теме управления отечественной экономикой, и в первую очередь на предприятиях и организациях, где происходят существенные изменения в управленческом звене и системе производства. В рамках данной дисциплины изучаются различные подходы к управлению персоналом, принятые в разных странах с различным развитием экономики, прин­ципы и методы управления персоналом на российских предприятиях. Рассматри­ваются внешние и внутренние источники привлечения кадров в организацию, их преимущества и недостатки, а также методы оценки и отбора персонала в россий­ских организациях. Анализируются факторы социального развития персонала ор­ганизации, рассматриваются различные виды и концепции обучения кадров, мето­ды обучения персонала. Изучается процедура проведения аттестации на предпри­ятии. Анализируются виды карьеры, а также цели и правила управления деловой карьерой персонала. Дается различие в понятиях «высвобождение» и «увольне­ние» персонала. Рассматриваются конфликты и модели стилей поведения людей в конфликтном взаимодействии. Изучаются правила самоменеджмента, рациональ­ного использования рабочего времени, планирования личного труда и времени, планирования личной карьеры. Методика изучения курса «Управление персоналом»предусматривает лекционные и практические занятия, самостоятельную работу студентов. Важное значение имеет самостоятельная работа студентов, в процессе которой осуществ­ляется осмысление прослушанного материала, изучение рекомендованной литера­туры, подготовка к зачету по курсу. Необходимо отметить, что заочное обучение предусматривает большой удельный вес самостоятельной работы по сравнению с аудиторной работой. Особенность изучения курса «Управление персоналом» состоит в том, что на со­временном этапе экономического развития страны происходят существенные из­менения в управлении предприятиями, организациями в целом и системе управле­ния персоналом в особенности. Основную нагрузку в реализации этих изменений несут специалисты по управлению персоналом, поэтому именно от того, насколь­ко полно они будут вооружены специальными знаниями и, главное, насколько умело, эффективно они смогут применять их на практике, зависит то, как органи­зации адаптируются к условиям и требованиям рынка и как они достигают по­ставленные цели. Цель настоящего практикума- освоение, углубление и практическое при­менение знаний студентов при изучении курса «Управление персоналом».

Тема 1 Основы управления персоналом

Содержание темы

Управление персоналом: основные понятия. Классификация персонала ор­ганизации. Модели управления персоналом организации. Принципы и стили управления персоналом организации. Методы управления персоналом организа­ции.

Задания к практическим занятиям

1) Управление персоналом: основные понятия. Классификация персонала органи­зации.

2) Модели управления персоналом организации.

3) Принципы и стили управления персоналом организации.

4) Методы управления персоналом организации.

Вопросы для самоконтроля

1) Понятие и признаки персонала организации.

2) Основные характеристики персонала организации.

3) Функции управления персоналом.

4) Признаки классификации персонала организации.

5) Американская модель управления персоналом на предприятиях.

6) Японская модель управления персоналом.

7) Европейская модель управления персоналом организации.

8) Принципы управления персоналом российских организаций.

9) Элементы экономических методов управления персоналом в российских орга­низациях.

10) Группа административных методов управления персоналом.

И) Совокупность социально-психологических методов управления персоналом.

Практические задания

Задание 1

Вы недавно назначены менеджером по кадрам. Вы еще плохо знаете со­трудников фирмы, сотрудники еще не знают вас в лицо. Вы идете на совещание к генеральному директору. Проходите мимо курительной комнаты и замечаете двух сотрудников, которые курят и о чем-то оживленно беседуют. Возвращаясь с сове­щания, которое длилось 1 час, вы опять видите тех же сотрудников в курилке за беседой.

Вопрос:

Как бы вы поступили в данной ситуации? Объясните свое поведение.

Укажите преимущества и недостатки следующих вариантов поведения в дан­ной ситуации:

1) остановитесь, дадите понять сотрудникам, что Вы - новый менеджер по кадрами вскользь заметите, что беседа их затянулась и пора бы браться за дело;

2) спросите, кто их непосредственный начальник, вызовите его к себе;

3) сначала поинтересуетесь, о чем идет разговорю. Затем представитесь и спросите, нет ли у них каких-либо претензий к администрации. После этого пред­ложите пройти на рабочие места;

4) представитесь, поинтересуетесь, как загружены работой, что мешает ра­ботать. Возьмете этих сотрудников на заметку.

Задание 2

Вы - начальник отдела. Подчиненный игнорирует Ваши советы и указания, делает все по-своему, не обращая внимания на замечания, не исправляя того, на что Вы ему указываете.

Вопрос:

Какие методы управления персоналом будут уместны в данной ситуации.

Укажите преимущества и недостатки следующих вариантов поведения в дан­ной ситуации:

1) Разобравшись в мотивах упорства и видя их несостоятельность, применю обычные административные меры наказания.

2) В интересах дела постараюсь вызвать его на откровенный разговор, по­пытаюсь найти с ним общий язык, настроить на деловой контакт.

3) Апеллирую к активу коллектива - пусть обратят внимание на его не­правильное поведение, и применят меры общественного воздействия.

4) Попытаюсь разобраться в том, не делаю ли я сам ошибок во взаимоот­ношениях с этим подчиненным, потом решу, как поступить.

Задание 3

Вас недавно назначили руководителем трудового коллектива, в котором не­сколько лет были рядовым сотрудником. На 8 час. 15 мин. Вы вызвали к себе в ка­бинет подчиненного для выяснения причин его частых опозданий на работу, но сами неожиданного опоздали на 15 минут. Подчиненный же пришел вовремя и ждет Вас.

Вопрос:

Предложите варианты начала беседы при встрече.

Задание 4

Укажите преимущества и недостатки каждого из следующих подходов ру­ководителя к подчиненным:

1) «Чтобы подчиненный хорошо работал, нужно подходить к нему индивиду­ально, учитывать особенности его личности».

2) «Главное в оценке людей - это деловые качества, исполнительности. Каж­дый должен делать то, что ему положено.

3) «Успех в руководстве можно добиться лишь в том случае, если подчи­ненные доверяют своему руководителю, уважают его».

4) «Лучшими стимулами в работе являются четкий приказ, приличная зар­плата, заслуженная премия».

Определите, какими методами в управлении персонала склонен пользоваться руководитель в каждом из подходов (административными, экономическими, соци­ально-психологическими).

Задание 5

Вы начальник отдела. В отделе напряженная обстановка, срываются сроки выполнения работ. Не хватает сотрудников. Выезжая в командировку, вы слу­чайно встречаете свою подчиненную - молодую женщину, которая уже две недели находится на больничном. Но вы находите ее в полном здравии. Она кого-то с не­терпением встречает в аэропорту.

Вопрос:

Как вы поступите в этом случае? Объясните свое поведение.

Задание 6

Вы опытный, давно работающий, авторитетный начальник отдела. В канун праздника вы от своего отдела представили фамилии нескольких лучших со­трудников для поощрения. Среди тех, кому должны быть вручены грамота и де­нежная премия, Сидоров С.С, которого вы лично предупредили о необходимости явиться на торжественное собрание, но грамоту и премию, по неизвестным для вас причинам, ему не вручили. На следующий день, не успев разобраться в причине недоразумений, вы случайно сталкиваетесь с Сидоровым С.С. в коридоре.

Вопрос:

Каковы возможные варианты развития возникшей ситуации. Как бы вы пове­ли себя в каждом из них.

Задание 7

Вы - руководитель отдела - заметили, что работник отдела стал относиться к Вам подчеркнуто формально. Из разговора с сослуживцами Вы узнаете, что он считает, что Вы относитесь к нему предвзято. А вы не видите оснований для это­го.

Вопрос:

Обоснуйте свой вариант поведения в данной ситуации. Определите место, время и план беседы. Какие вопросы вы хотите задать собеседнику? Что хотите услышать от него?

Задание 8

Вы - руководитель отдела. Вам позвонил директор предприятия и сказал, что у него на приеме был работник Вашего отдела, высказавший претензии к Вам, считающий, что вы относитесь к нему предвзято и необъективно. Для Вас это полная неожиданность.

Вопрос:

Обоснуйте свой вариант поведения в этой ситуации. Определите место, время и план беседы. Какие вопросы вы хотите задать собеседнику? Что хотите услы­шать от него?

Задание 9

Руководитель отдела направляете двух работников в командировку, но один наотрез от этого отказывается, мотивируя плохими межличностными от­ношениями между ними.

Вопрос:

Обоснуйте возможные варианты поведения руководителя в этой ситуации.

Задание 10

Сотрудник подал заявление об увольнение по собственному желанию. Когда через два дня начальник отдел, в котором он работает, спросил его об этом, со­трудник ответил: «Как раз с Вами я бы не хотел обсуждать этот вопрос».

Вопрос:

Обоснуйте возможные варианты поведения начальника отдела в этой ситуа­ции и возможные реакции на это поведение увольняющегося сотрудника.

Задание 11

В возглавляемый Вами отдел принят новый сотрудник. Он добросовестно ра­ботает и со вкусом одевается. Сравнив мысленно себя с ним, Вы приходите к вы­воду, что ваш внешний вид оставляет желать лучшего. А тут еще распро­странилась среди подчиненных шутка насчет Ваших брюк и покроя пиджака.

Вопрос:

Как вести себя в этой ситуации?

Задание 12

Вы заместитель начальника отдела, все сотрудники которого женщины. В си­лу своего характера, или по каким-то другим причинам, вы не нравитесь никому в

этом отделе. Руководитель предлагает вам перебраться в отдельный кабинет, но это будет затруднять вашу работу, так как вам необходима информация, посту­пающая от остальных сотрудников отдела.

Вопрос:

Каковы возможные способы разрешения сложившейся ситуации. Как вы по­ступите в каждом из вариантов.

Задание 13

Коллега, с которым вам приходится тесно сотрудничать, последнее время на­ходится совсем не в форме. Его ошибки множатся. Некоторое время без лишних слов вы исправляете их сами. Наконец, ваше терпение кончается.

Вопрос:

Каковы возможные варианты действия в данной ситуации.

Задание 14

Ваша секретарша довольно часто опаздывает на работу и каждый раз объ­ясняет это достаточно уважительной причиной. Она хорошо и ответственно вы­полняет все поручения, но из-за ее опозданий вы не всегда успеваете вовремя на­чать выполнение ваших дел. Вам бы не хотелось ее увольнять, но сегодня все по­вторилось снова.

Вопрос:

Приведите примеры административных, экономических, социально-психологических методов управления персоналом, какими Вы можете вос­пользоваться по отношению к поведению секретарши.

Задание 15

В приемной директора три посетителя пожилого возраста и уже достаточно долго ждут разрешения войти. На часах 18.00. Директор очень занят, постоянно приходит и уходит. Еще через 20 минут приезжает руководитель другого произ­водственного объединения и заходит в кабинет. Через 30 минут директор выходит объясниться с посетителями. Самый пожилой указывает на табличку «Прием по личным вопросам с 17.30 до 18.30».

Вопрос:

Каковы возможные варианты действия директора в данной ситуации. В чем их преимущества и недостатки.

Задание 16

Руководитель предприятия, минуя начальника отдела, дает срочное задание одному из работников отдела, который уже занят выполнением ответственного за-

дания начальника отдела. Руководитель предприятия и начальник отдела считают свои задания неотложными.

Вопрос:

Как бы вы поступили в данной ситуации на месте начальника отдела? Объяс­ните свое поведение.

Укажите преимущества и недостатки следующих вариантов поведения в дан­ной ситуации:

1) не оспаривая задания руководителя предприятия, начальник отдела на­чальника будет строго придерживаться должностной субординации, предложит подчиненному отложить выполнение текущей работы;

2) начальник отдела выразит подчиненному свое несогласие с заданием руко­водителя предприятия, предупредит его, что впредь в подобных случаях будет от­менять задания, поручаемые ему без согласия с начальником отдела.

Задание 17

В самый напряженный период завершения производственной программы один из сотрудников вашего коллектива заболел. Каждый из подчиненных занят выполнением своей работы. Работа отсутствующего также должна быть выполне­на в срок.

Вопрос:

Как поступить в этой ситуации? Ответ обоснуйте.

1) Посмотреть, кто из сотрудников меньше загружен и распорядиться: «Вы возьмете эту работу, а вы поможете доделать это».

2) Предложить коллективу: «Давайте вместе подумаем, как выйти из соз­давшегося положения».

3) Попросить членов коллектива высказать свои предложения, предвари­тельно обсудив их с коллегами, затем принять решение.

4) Вызвать к себе самого опытного и надежного работника и попросить его выручить коллектив, выполнив работу отсутствующего.

Задание 18

Вы поручаете выполнение задания своему подчиненному А, зная, что только он в состоянии хорошо его выполнить. Но вдруг вы узнаете, что тот перепоручил задание другому лицу Бив результате задание к сроку не было выполнено.

Вопросы:

1) В какой последовательности вы вызовите подчиненных к себе (А, Б, оба; оба, А, Б и т.д.), но что это может повлиять? О чем вы будете с ними разговари­вать?

2) Как исправить сложившуюся ситуацию?

3) Каким образом сделать так, чтобы подобная ситуация не повторилась?

Задание 19

Начальник отдал распоряжение, касающееся решения проблемы. Подчи­ненный не выполнил этого распоряжения, но решил проблему по-своему. На­чальник понимает, что решение подчиненного лучше его.

Вопрос:

Каковы возможные действия начальника в данной ситуации и ответные дей­ствия подчиненного?

Задание 20

Вы руководитель организации. Ваша организация приобрела новую машину. В отсутствие директора главный механик поставил на нее работать молодого пер­спективного специалиста. Но эта машина ранее была обещана пожилому, опытно­му водителю, которого такое решение очень возмутило. Пожилой водитель поста­вил директора перед выбором: или мне отдают машину, или я ухожу из организа­ции.

Вопрос:

Каковы возможные действия руководителя организации в данной ситуации?

Задание 21

Подчиненный второй раз не выполнил задание руководителя в срок, хотя обе­щал и давал слово, что подобного случая больше не повторится.

Вопрос:

Как бы вы поступили в данной ситуации? Объясните свое поведение.

Укажите преимущества и недостатки следующих вариантов поведения в дан­ной ситуации:

1) дождаться выполнения задания, а затем сурово поговорить наедине, преду­предив в последний раз;

2) не дожидаясь выполнения задания, поговорить с ним о причинах по­вторного срыва, добиться выполнения задания, наказать за срыв рублем;

3) посоветоваться с опытным работником, авторитетным в коллективе, как поступить с нарушителем? Если такого работника нет, вынести вопрос о недис­циплинированности на собрание коллектива;

4) не дожидаясь выполнения задания, передать вопрос о наказании работника на решение коллектива. В дальнейшем повысить требовательность и контроль над ним;

5) предложите свои варианты.

Задание 22

Ваш подчиненный одновременно является другом вашей семьи и ценным ра­ботником фирмы, но на работе допуска фамильярное отношение с вами, что сни­жает ваш авторитет как руководителя. Необходимо срочно объясниться.

Вопрос:

Каким образом вы построите беседу с подчиненным.

Задание 23

Один из ваших подчиненных пришел утром на работу с кругами под глазами и не выспавшийся. Ему надо сегодня обязательно вы полнить одна срочное зада­ние. Вы видите, что он страдает и плохо себя чувствует.

Вопрос:

Каким образом вы поступите.

Задание 24

Ваша секретарша говорит Вам: «Вчера Вы попросили меня напечатать этот доклад после рабочего дня, поскольку он Вам был срочно нужен. Мне это было очень некстати, потому что пришлось отказаться от назначенной встречи. И те­перь Вы разговариваете со мной таким неуважительным тоном из-за того, что я допустила несколько опечаток?»

Вопрос:

Приведите возможные варианты разрешения сложившейся ситуации.

Задание 25

Несколько месяцев, как вы являетесь новым руководителем отдела. Один из сотрудников говорит вам: «Я, конечно, не хочу вас критиковать, но Ваш предше­ственник умел найти подход к своим сотрудникам.

Вопрос:

Приведите возможные варианты действия руководителя отдела. Назовите их преимущества и недостатки.

Задание 26

Инженер Лапин с интересом познакомился с оказавшейся у него памяткой «Правила организации взаимоотношений руководителя с подчиненными». Он был уверен, что это будет полезно прочесть и иметь под рукой главному инженеру треста и попросил его секретаря положить памятку под стекло на стол главному инженеру. Каково же было удивление и возмущение Лапина, когда он узнал, что главный инженер демонстративно выбросил эту памятку, сделав замечание секре­тарше, и резко высказался по отношению к Лапину: «Молод еще учить меня».

Вопросы:

1) Допустил ли в чем-нибудь ошибку инженер Лапин?

2) Как бы вы отреагировали на месте главного инженера?

Задание 27

В самый напряженный период завершения производственного задания в бри­гаде была нарушена трудовая дисциплина в результате чего был допущен произ­водственный брак. Бригадиру неизвестен виновник, однако выявить и наказать его необходимо.

Вопрос:

Как наилучшим образом поступить бригадиру.

Укажите преимущества и недостатки следующих вариантов поведения в дан­ной ситуации:

1) Оставить выяснение фактов по этому инциденту до окончания выполнения производственного задания.

2) Вызвать заподозренных в проступке к себе, резко поговорить с каждым с пазу на глаз, предложить назвать виновного.

3) Сообщить о случившемся тем из рабочих, которым наиболее доверяете, предложить им выяснить конкретных виновных и доложить.

4) После смены провести собрание бригады, публично потребовать выявле­ния виновных и их наказания.

Задание 28

Вы принимаете работников по личному вопросу. К вам стал часто приходить сотрудник, который подробно и долго излагает свое недовольство обслуживанием в столовой, приемом в медпункте, обращением вахтера. С каждым его приходом вы убеждаетесь, что человек повторяется, не беспокоясь о том, что отнимает у вас время, задерживает других посетителей.

Вопрос:

Что бы вы предприняли на месте руководителя?

Задание 29

К Вам пришел рабочий с просьбой отпустить его с работы на день. Вы спра­шиваете о цели. Оказывается, он хочет использовать этот день на поиски другого места работы. Его уход лишит ваш участок очень нужного и квалифицированного специалиста.

Вопрос:

Как бы вы отреагировали на просьбу рабочего?

Задание 30

На предприятие пришел молодой директор (35 лет), который хорошо ори­ентируется в сегодняшней рыночной ситуации. Он достаточно быстро вникает в суть дела. Его заместитель - человек, проработавший всю жизнь на этом предпри­ятии (ему 50 лет), имеющий уважение всех работников. Довольно часто он сабо­тирует действия директора, срывая выполняемые договоры, принося, тем самым, убытки предприятию. Но делает это так, чтобы нельзя было указать на него как на виновного. Директор случайно узнает об этом.

Вопрос:

Каковы варианты действия директора в сложившейся ситуации.

Тема 2 Наем и отбор персонала организации

Содержание темы

Источники привлечения кадров. Требования к кандидатам при отборе на должность. Организация процесса отбора персонала. Подбор и расстановка персо­нала организации. Деловая оценка персонала.