avangard-pressa.ru

Тема 2: Культурология в системе наук о человеке, обществе и природе - Культура

Тема 4: Культура как объект исследования в культурологи

1.Признание самоценности культуры каждого народа, лежащей в основе образа жизни как отдельного человека, так и целых обществ, составляет суть ______ подхода к культуре.

· антропологического

социологического

философского

обыденного

Решение:

Культуролог Л. Е. Кертман выделил три подхода к определению культуры – антропологический, социологический и философский.

Суть антропологического подхода – в признании самоценности культуры каждого народа, которая лежит в основе образа жизни как отдельного человека, так и целых обществ. Иными словами, культура – это способ существования человечества через многочисленные локальные культуры.

2.Идеология, управленческая работа, военное и полицейское дело относятся к специализированному уровню _______ культуры.

· политической

хозяйственной

правовой

художественной

Решение:

На специализированном уровне политическая культура – это государственная политика, идеология, управленческая работа, военное и полицейское дело и пр.

3.Под культурой понимают …

· внебиологический способ деятельности людей

биологически обусловленный способ деятельности людей

проявление художественного гения (таланта)

воплощение духовности в бездуховном мире

Решение:

Культура – внебиологический способ деятельности людей, исполняющих свои социальные роли в обществе. Внебиологический способ деятельности можно иначе назвать социальной технологией.

4.В подходе М. С. Кагана к структурированию культуры существует три формы материальной предметности – человеческое тело, техническая вещь и …

· социальная организация

артефакт

культурная система

социальное неравенство

Решение:

В подходе М.С. Кагана к структурированию культуры существует три формы материальной предметности – человеческое тело, техническая вещь и социальная организация. Первая форма порождает физическую культуру, остальные – материальную культуру.

5.Функцией культуры не является …

· управление законами природы

наполнение смыслом различных видов человеческой деятельности

производство идей, мировоззрений, ценностей

формирование поведенческих норм

Решение:

Культура выполняет в обществе следующие функции: производство идей, мировоззрений, ценностей, убеждений и верований, которые воздействуют на человеческую практику в той мере, в которой они принимаются людьми; наполнение смыслом различных видов человеческой деятельности (определение целей, соотнесение новых видов деятельности с традицией).

6.Составными элементами культуры являются …

· ценности, нормы, средства деятельности, модели поведения

музыкальное, изобразительное и театральное искусство

природа, общество, цивилизация

музеи, галереи, выставки, театры

Решение:

Главным элементом культуры можно признать систему ценностей. Обязательным элементом культуры является система норм, а также средства деятельности и модели культуры, понимаемые как устойчивые формы поведения, принятые в данном обществе, применительно к тем или иным ситуациям.

7.Внимание на процессах социального наследования и традиции акцентируют ________ определения культуры.

· исторические

описательные

психологические

нормативные

Решение:

А. Кребер и К. Клакхон разделили определения культуры на шесть типов, а также на подгруппы. Исторические определения культуры, по их мнению, акцентируют внимание на процессах социального наследования и традиции. Они подчеркивают, что культура является продуктом истории общества и развивается путем передачи приобретенного опыта от поколения к поколению. Примером подобных определений может служить определение данное лингвистом Э. Сепиром, для которого культура – это социально унаследованный комплекс способов деятельности и убеждений, составляющих ткань нашей жизни.

Тема 11: Динамика культуры

1. Процесс самообновления культуры осуществляется благодаря …

· трансформации уже существующих форм

возникновению новых феноменов

теоретическому моделированию

накоплению исторического опыта

Решение:

Культурогенез заключается в порождении как новых культурных форм и их интеграции в существующие культурные системы, так и в формировании самих новых культурных систем и конфигураций. Сущность культурогенеза заключается в процессе постоянного самообновления культуры не только методом трансформации уже существующих форм и систем, но и путем возникновения и интеграции в практику новых феноменов, не существовавших в культуре ранее.

3.Процесс культурной изменчивости включает _______ изменчивость.

· социальную

· историческую

политическую

технологическую

Решение:

Процесс культурной изменчивости принято делить на социальную изменчивость, затрагивающую главным образом отдельные формы, черты, подсистемы, но не влияющую (или незначительно влияющую) на общее социальное устроение жизни общества, и историческую изменчивость, напротив, заметно отражающуюся на базовых основаниях общественной жизни.

4.Одними из первых исследование исторического генезиса культуры осуществили …

· Ф. Энгельс

· Э. Тайлор

Л. Фробениус

К. Леви-Стросс

Решение:

Вопросы исторического происхождения культуры затрагивались многими историками и философами, однако первые системные исследования в этой области связаны с работами эволюционистов XIX в. (Г. Спенсер, Л. Морган, Э. Тайлор, Ф. Энгельс и др.) и их последователей.

Тема 18: Культура Востока

1. Основой индуизма является …

· учение о переселении душ (сансара)

зооморфизм

мистицизм

аскетизм

Решение:

Основа индуизма – учение о переселении душ (сансара), происходящем в соответствии с законом воздаяния (карма) за добродетельное или дурное поведение.

3.Наследницей шумеро-аккадской культуры была _______ культура.

· вавилонская

египетская

китайская

древнеиндийская

Решение:

Наследницей шумеро-аккадской культуры была вавилонская культура. Во второй половине III тыс. до н.э. происходит объединение шумеров и аккадцев в царство Шумера и Аккада. Позднее, с возвышением Вавилона эта территория стала называться Вавилонией.

4.Первыми записанными законами в истории человечества были законы …

· Хаммурапи

Ману

12 таблиц

кармы

Решение:

Самым большим достижением вавилонской культуры стали знаменитые законы Хаммурапи: первая в истории человечества система государственных норм, изложенных письменно на каменном обелиске.

5.Самой большой державой Древнего Двуречья являлся (-ась) …

· Ассирия

Египет

Шумер

Аккад

Решение:

Самой же большой державой древности в Двуречье стала Ассирия, сформировавшаяся во II тысячелетии до н. э. в средней части Междуречья и расширившая свои владения от Вавилона до Египта. Этими достижениями государство обязано своей военной мощи.

6.Особое место среди других искусств в Египте занимала …

· архитектура

живопись

музыка

скульптура

Решение:

Особое место среди других искусств в Египте занимала архитектура и, прежде всего архитектура культовая. Огромное значение имели масштабы архитектурных сооружений, символизировавшие социальную значимость и благосостояние их владельца.

7.Частная и общественная жизнь в древней Индии регулировалась предписаниями, содержащимися в …

· «Законах Ману»

«Законах Хаммурапи»

«Ригведе»

«Махабхарате»

Решение:
Книга «Законы Ману»— сборник предписаний, регламентирующих поведение индийца в частной и общественной жизни в соответствии с религиозными догматами брахманизма (примерно II – I тысячелетия до н. э.).

Тема 20: Культура России

1. В русской культуре XVIII в. идеи либерализма нередко порождались …

· монархом и его ближайшим окружением

нарождающейся буржуазией

народными массами

духовенством

Решение:
Реальная картина русской культуры XVIII в. осложнялась тем, что идеи либерализма и западнические реформы нередко порождались властными структурами – монархом и его ближайшим окружением, а охранительно-консервативные и национально-почвеннические настроения шли «снизу», совпадая с настроениями народных масс и большинства провинциального поместного дворянства, уходя корнями в традиционную культуру Древней Руси.

3.Партию сторонников культурной изоляции России, сложившуюся в середине XVII в., называют …

· грекофилами

славянофилами

исихастами

никонианами

Решение:
В середине XVII в. во время правления Алексея Михайловича в русском обществе сложились две враждующие партии – грекофильская и западническая, сторонников старины, изоляционизма, и реформаторов, стремившихся к европеизации России.

4.Для политики советской власти в сфере культуры не характерен(-но) …

· мировоззренческий плюрализм

диктат

монополизм

доминирование марксизма-ленинизма

Решение:
Октябрьский переворот положил конец мировоззренческому и стилевому плюрализму, духовной свободе Серебряного века. Марксизм-ленинизм стал официальной идеологией. Идейная нетерпимость и стала первой установкой официальной политики советской власти в сфере идеологии и культуры как политики диктаторской, монополистической и насильственной.

5.Русская светская культура второй половины XVIII – начала XIX вв. была сориентирована на культуру …

· Франции

Голландии

Англии

Германии

Решение:
В начале XIX века французская культура была знакома русскому дворянству лучше отечественной и воспринималась, как своя, во всяком случае в светском обществе. Русское дворянство, воспитанное на французский лад, владело французским языком лучше, чем родным.

6.Идея исторической миссии России как центра мировой культуры и цивилизации принадлежала …

· славянофилам

западникам

нигилистам

анархистам

Решение:

Славянофилы (А. С. Хомяков, К. С. и И. С. Аксаковы и др.) предполагали, что России во все ее исторические времена была свойственна соборность (отношение взаимодействия между народом и его правителями), некий уровень цельности личности, устремленной к Богу. Эти идеи несли в себе и предположение, что Россия (в противоположность мыслям Чаадаева) имеет историческую миссию – стать центром мировой культуры и цивилизации.

7.Главным стилем эпохи петровских реформ является …

· барокко

классицизм

сентиментализм

романтизм

Решение:
Для России времен Петра барокко было выражением того бурного движения, в котором оказалась Россия первой трети XVIII века. Кроме того, этот художественный стиль был буквально насыщен аллегориями, иносказаниями, употреблявшимися в праздничных представлениях по поводу множества событий государственного масштаба.

Кейс 1 подзадача 1

1. Из работы К. Ясперса:

«Ось мировой истории, если она вообще существует, может быть обнаружена только эмпирически как факт, значимый для всех людей… Эту ось следует искать там, где возникли предпосылки, позволившие человеку стать таким, каков он есть, где с поразительной плодотворностью шло также формирование человеческого бытия, которое, независимо от определенного религиозного содержания, могло стать настолько убедительным – если не своей эмпирической неопровержимостью, то, во всяком случае, некой эмпирической основой для Запада, да и Азии, для всех людей вообще, что тем самым для всех народов были бы найдены общие рамки их исторической значимости».
Для эпохи «осевого времени» характерно появление …

· философии

мировых империй

современной науки

первых цивилизаций

Решение:

В эпоху «осевого времени» впервые появились философы. Человек открыл в себе истоки, позволяющие возвысится над миром и над самим собой.

2. «Все было в них еще в смешении; религия, политика, культура, общественно-экономическая организация еще не выделилась в особые категории деятельности, и напрасно приписывают этим первобытным цивилизациям…специально религиозный характер. Конечно, в эти первобытные времена, когда анализ играл еще весьма слабую роль в умственной деятельности человека, находившегося под подавляющим влиянием великого целого, мистико-религиозное направление проникало весь строй тогдашнего общества; но это значит только, что религиозная область, как и все прочие, еще не выделилась, не обособилась».

Развитие только религиозной стороны характерно для _____________ культурно-исторического типа.

· еврейского

греческого

египетского

славянского

Решение:

Религия выделилась как нечто обособленное и вместе с тем высшее только в цивилизации еврейской и была всепроникающим ее началом. Только религиозная деятельность еврейского народа осталась заветом его потомству.

3. Из работы Н. Я. Данилевского «Россия и Европа»:
«…с политической и так называемой культурной стороны результаты исторической жизни Европы громадны, народы Европы не только основали могущественные государства, распространившие власть свою на все части света, но и установили отвлеченно-правомерные отношения как граждан между собой, так и граждан к государству».

Развитием политической и культурной деятельности, по мнению Н. Я. Данилевского, характеризуется _________ культурно-исторический тип.

· германо-романский

римский

славянский

греческий

Решение:

Развитием политической и культурной деятельности, по мнению Н. Я. Данилевского, характеризуется германо-романский культурно-исторический тип.

Кейс 1 подзадача 2

1. Из работы К. Ясперса:

«Ось мировой истории, если она вообще существует, может быть обнаружена только эмпирически как факт, значимый для всех людей… Эту ось следует искать там, где возникли предпосылки, позволившие человеку стать таким, каков он есть, где с поразительной плодотворностью шло также формирование человеческого бытия, которое, независимо от определенного религиозного содержания, могло стать настолько убедительным – если не своей эмпирической неопровержимостью, то, во всяком случае, некой эмпирической основой для Запада, да и Азии, для всех людей вообще, что тем самым для всех народов были бы найдены общие рамки их исторической значимости».
К осевым народам можно отнести …

· индийцев

· иудеев

египтян

ацтеков

Решение:

Осевые народы – это народы, которые, последовательно продолжая свою историю, совершили скачок, как бы вторично родились в нем, тем самым заложив основу духовной сущности человека и его подлинной истории. К этим народам К. Ясперс относит китайцев, индийцев, иранцев, иудеев и греков.

2. «Все было в них еще в смешении; религия, политика, культура, общественно-экономическая организация еще не выделилась в особые категории деятельности, и напрасно приписывают этим первобытным цивилизациям…специально религиозный характер. Конечно, в эти первобытные времена, когда анализ играл еще весьма слабую роль в умственной деятельности человека, находившегося под подавляющим влиянием великого целого, мистико-религиозное направление проникало весь строй тогдашнего общества; но это значит только, что религиозная область, как и все прочие, еще не выделилась, не обособилась».

Первичными можно считать _______ культуры.

· вавилонскую

иранскую

римскую

германо-романскую

Решение:

Первичными, или аутохтнонными можно назвать культуры египетскую, китайскую, вавилонскую и индийскую, которые сами себя построили, сосредоточив на разных точках земного шара слабые лучи допервобытной государственной деятельности человека.

3. Из работы Н. Я. Данилевского «Россия и Европа»:
«…с политической и так называемой культурной стороны результаты исторической жизни Европы громадны, народы Европы не только основали могущественные государства, распространившие власть свою на все части света, но и установили отвлеченно-правомерные отношения как граждан между собой, так и граждан к государству».

В европейской (романо-германской) культуре, по мнению Н. Я. Данилевского, не получили развития ___________ стороны деятельности.

· религиозная

· общественно-экономическая

политическая

культурная

Решение:

По мнению Н. Я. Данилевского, европейская культура не может рассматриваться как пример успешного развития ни религиозной, ни общественно-экономической деятельности.

Кейс 1 подзадача 3

1. Из работы К. Ясперса:

«Ось мировой истории, если она вообще существует, может быть обнаружена только эмпирически как факт, значимый для всех людей… Эту ось следует искать там, где возникли предпосылки, позволившие человеку стать таким, каков он есть, где с поразительной плодотворностью шло также формирование человеческого бытия, которое, независимо от определенного религиозного содержания, могло стать настолько убедительным – если не своей эмпирической неопровержимостью, то, во всяком случае, некой эмпирической основой для Запада, да и Азии, для всех людей вообще, что тем самым для всех народов были бы найдены общие рамки их исторической значимости».
«Осевому времени», по мнению К. Ясперса, предшествовала _________ эпоха.

Решение:

Наступлению «осевого времени» предшествовала мифологическая эпоха. Миф стал материалом для языка.

2. «Все было в них еще в смешении; религия, политика, культура, общественно-экономическая организация еще не выделилась в особые категории деятельности, и напрасно приписывают этим первобытным цивилизациям…специально религиозный характер. Конечно, в эти первобытные времена, когда анализ играл еще весьма слабую роль в умственной деятельности человека, находившегося под подавляющим влиянием великого целого, мистико-религиозное направление проникало весь строй тогдашнего общества; но это значит только, что религиозная область, как и все прочие, еще не выделилась, не обособилась».

Концепция «культурно-исторических типов» была разработана …
(Укажите фамилию.)

Решение:

Теория «культурно-исторических типов» была представлена Н. Я. Данилевским.

3. Из работы Н. Я. Данилевского «Россия и Европа»:

«…с политической и так называемой культурной стороны результаты исторической жизни Европы громадны, народы Европы не только основали могущественные государства, распространившие власть свою на все части света, но и установили отвлеченно-правомерные отношения как граждан между собой, так и граждан к государству».

В работе Н.Я. Данилевского предложена ____________ типология культуры.

Решение:

Н.Я. Данилевский разработал одну из исторических типологий культуры.

Кейс 2 подзадача 1

1. Подобно знаменитой Коломенской церкви эта церковь черпает силы для своего становления как бы из самой земли. Открытые галереи с живописно раскинувшимися лестницами, а над четвериком убывающие в объеме восьмерики… Красный кирпич гладких стен и белокаменные наличники с тонкими колоннами, и кружево «петушиных гребешков», и ажурные кресты над сияющими золотом гранеными главами.


Описана и представлена на фото церковь …

· Покрова в Филях

Николы в Хамовниках

Рождества Богородицы в Путинках

Иоанна Богослова в Ростове

2. С. М. Соловьев писал: «Эпоха петровских преобразований подготавливалась тем, что, не трогая старого, к нему приставляли новое».
В искусстве основные противоборствующие тенденции эпохи ярче всего проявились в иконописи. Ведь по назначению своему икона оставалась прежде всего моленным образом. И церковь считала, что, оберегая древнюю иконописную традицию, она оберегает и чистоту православного вероучения, хранит его от посягательств западного католицизма.

Однако наиболее мыслящие художники, любители искусства… считали, что задачи иконописи более широки. Она должна отражать действительность».

Описанная ситуация характерна для русской иконописи _________ века, когда и была создана представленная икона «Троица».

· XVII

XVIII

XVI

XV

Решение:
В XVII веке в русской иконописи столкнулись две тенденции: стремление сохранить древнюю традицию и приблизить икону к реальности.

3. В. В. Бычков:

«Византийская эстетика света нашла благодатную почву у славян, с древности почитавших огонь и исходящий от него свет. В отличие от античности и Византии, где наряду с эстетикой была сильно развита метафизика света, на Руси свет, в том числе и духовный, воспринимался в основном эстетическом модусе. Свет во всех его проявлениях доставлял русичам именно духовное, неутилитарное наслаждение («радование») или выступал выражением, чувственно воспринимаемым знаком духовных феноменов».


В русской и византийской иконописи божественный свет обозначался ___________ цветом.

· золотым

голубым

красным

белым

Решение:
В иконописи золото символизировало божественный свет, поэтому золотой фон нередко присутствует на иконах и мозаиках.

Кейс 2 подзадача 2

1. Подобно знаменитой Коломенской церкви эта церковь черпает силы для своего становления как бы из самой земли. Открытые галереи с живописно раскинувшимися лестницами, а над четвериком убывающие в объеме восьмерики… Красный кирпич гладких стен и белокаменные наличники с тонкими колоннами, и кружево «петушиных гребешков», и ажурные кресты над сияющими золотом гранеными главами.


Архитектурный стиль, в котором выполнена описанная в тексте и представленная на фото церковь, характеризуется такими чертами, как …

· Пышностью

· влиянием западноевропейской архитектуры

простотой

соответствием византийским канонам

Решение:

Архитектурный стиль, в котором выполнена описанная в тексте и представленная на фото церковь характеризуется пышностью и влиянием западноевропейской архитектуры.

2. С. М. Соловьев писал: «Эпоха петровских преобразований подготавливалась тем, что, не трогая старого, к нему приставляли новое».
В искусстве основные противоборствующие тенденции эпохи ярче всего проявились в иконописи. Ведь по назначению своему икона оставалась прежде всего моленным образом. И церковь считала, что, оберегая древнюю иконописную традицию, она оберегает и чистоту православного вероучения, хранит его от посягательств западного католицизма.

Однако наиболее мыслящие художники, любители искусства… считали, что задачи иконописи более широки. Она должна отражать действительность».

Русская иконопись отразила такие противоречия рассматриваемого столетия, как противоборство …

· традиции и требований современности

· церковного и мирского начал

русской и западной культуры

византийской и русской традиции

Решение:

Основными противоречиями XVII в. были противоборство традиции и требований современности, духа церковного и духа мирского.

3. В. В. Бычков:

«Византийская эстетика света нашла благодатную почву у славян, с древности почитавших огонь и исходящий от него свет. В отличие от античности и Византии, где наряду с эстетикой была сильно развита метафизика света, на Руси свет, в том числе и духовный, воспринимался в основном эстетическом модусе. Свет во всех его проявлениях доставлял русичам именно духовное, неутилитарное наслаждение («радование») или выступал выражением, чувственно воспринимаемым знаком духовных феноменов».

В русском эстетическом сознании свет воспринимался синонимом …

· славы

духовности

власти

богатства

Решение:

В русском эстетическом сознании свет неотделим от воинской славы. Свет также выступал выражением, чувственно воспринимаемым знаком духовных феноменов.

Кейс 2 подзадача 3

1. Подобно знаменитой Коломенской церкви эта церковь черпает силы для своего становления как бы из самой земли. Открытые галереи с живописно раскинувшимися лестницами, а над четвериком убывающие в объеме восьмерики… Красный кирпич гладких стен и белокаменные наличники с тонкими колоннами, и кружево «петушиных гребешков», и ажурные кресты над сияющими золотом гранеными главами.

Описанная в тексте и представленная на фото церковь выполнена в стиле ____________, получившим распространение в России в последнее десятилетие XVII в.

2. С. М. Соловьев писал: «Эпоха петровских преобразований подготавливалась тем, что, не трогая старого, к нему приставляли новое».
В искусстве основные противоборствующие тенденции эпохи ярче всего проявились в иконописи. Ведь по назначению своему икона оставалась прежде всего моленным образом. И церковь считала, что, оберегая древнюю иконописную традицию, она оберегает и чистоту православного вероучения, хранит его от посягательств западного католицизма.

Однако наиболее мыслящие художники, любители искусства… считали, что задачи иконописи более широки. Она должна отражать действительность».

На фото представлена «Троица», написанная …

Решение:

Икона «Троица» была написана Симоном Ушаковым в 1671 г. и отразила соединение традиций и новаций в русской иконописи XVII в. (традиционная иконография и светотеневое моделирование формы, объемность изображаемых ликов).

3. В. В. Бычков:

«Византийская эстетика света нашла благодатную почву у славян, с древности почитавших огонь и исходящий от него свет. В отличие от античности и Византии, где наряду с эстетикой была сильно развита метафизика света, на Руси свет, в том числе и духовный, воспринимался в основном эстетическом модусе. Свет во всех его проявлениях доставлял русичам именно духовное, неутилитарное наслаждение («радование») или выступал выражением, чувственно воспринимаемым знаком духовных феноменов».

Золотой свет, как выражение «радования», присутствует на представленной на фото иконе …

Решение:

Икона «Богоматерь Владимирская» имеет золотой фон, символизирующий небесный свет.

Тема 2: Культурология в системе наук о человеке, обществе и природе

1.Господствующее значение в культурной антропологии получило направление, выдвигавшее …

· объяснительную задачу изучения культуры

описательный подход к изучению культуры

сравнительное изучение культурных форм

наблюдение за культурными феноменами

Решение:

Господствующее значение в культурной антропологии получило направление, выдвигавшее объяснительную задачу изучения культуры. Оно было связано с так называемой «поведенческой установкой» в понимании взаимодействия культуры и человека. Именно объяснительная установка дает возможность расширить представление о динамичных и функциональных процессах культур: аккультурации, культурных контактах и взаимодействиях, диффузии, традиции и др.

2.Функционирование культуры, само ее существование обеспечивается постоянно действующими …

· социальными институтами

правовыми нормами

культурными механизмами

процессами диффузии

Решение:

Функционирование культуры, само ее существование обеспечивается постоянно действующими социальными институтами, такими, например, как семья, устойчивые социальные группы, сплоченные общностью профессиональных или деловых интересов и увлечениями, учреждения образования и воспитания, государство, религиозные структуры, бизнес, рынок и др.

3.Культуролог должен уважать традиции изучаемого им сообщества для того, чтобы …

· понять его культуру

повысить свой культурный уровень

поднять свой социальный статус

познать самого себя

Решение:

Характерной чертой культурологического метода можно считать преодоление дистанции между исследователем и предметом познания. Нельзя понять культуру общества или человека, не сжившись с нею, не погрузившись в ее смысл, не разделяя ее глубинных ценностей.

4.Социология заимствует у культурологии …

· некоторые методы полевого исследования

научные термины

логику научного вывода

результаты научных исследований

Решение:

В рамках культурологии сложилась собственная система терминов – слов, имеющих строго определенное значение. Эти слова заимствованы из разных источников: из иных отраслей знания (философии, социологии, истории); из языка повседневной жизни. У культурологии есть и собственные методы изучения. Они входят в технологию получения гуманитарного знания и включают в себя наблюдение, истолкование, проверку, наконец, включение в большую теорию.

Когда речь идет об этнографических методах, социологи прежде всего вспоминают о включенном наблюдении как исследовательской практике, характеризующей классический этнографический инструментарий.

Особенности познавательного аппарата этнографии оказались привлекательными при изучении социальных явлений развитых индустриальных обществ и постепенно оформились в самостоятельную социологическую традицию.

5.Культура представляет собой одну из самых сложных систем, своего рода сверхсистему, элементами которой являются подсистемы – отдельные культурные …

· сферы

достижения

феномены

понятия

Решение:

Культура представляет собой одну из самых сложных систем, своего рода сверхсистему, элементами которой являются подсистемы – отдельные культурные сферы. В ней могут быть выделены подсистемы материальной и духовной культуры, искусства и т.д., каждая из них может рассматриваться как относительно (и только относительно) самостоятельная система.

6.Пересечение культурологии и философии культуры обусловлено тем, что …

· культурная жизнь является частью общей исторической картины

культура и история развиваются по общим законам

культурные и исторические процессы определяются экономическими факторами

культура является предметом изучения истории

Решение:

Культура определенным образом попадает в круг исторического знания. Имеется два основных аспекта пересечения этих наук. Во-первых, исторический подход распространяется на сферу культурной жизнедеятельности человека, которая не может быть выделена из общей исторической картины общества. В свою очередь многие фундаментальные выводы истории невозможны без учета процессов, происходящих в сфере культуры. Во-вторых, культурное развитие человека делает его все более значимым фактором исторического процесса, обеспечивая наполнение истории гуманистическим содержанием и смыслом.